В Петербурге прошел
финал IX Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце
отдаю детям». 83 победителя региональных конкурсов из 40 уголков нашей страны
соревновались в мастерстве приобщения детей к творчеству, спорту и науке.
Тамбовщину на нем представлял педагог дополнительного образования центра
«Радуга», член районного отделения организации «Боевое Братство» Андрей
ПИСКОВОЙ, уже не один год отдающий все свои знания и умения воспитанникам -
членам военно-патриотического клуба «52-я параллель».
Не так как в школе ...
Первый урок - макраме, второй - резьба по
дереву, третий - брейк-данс… Можете ли вы себе представить такое расписание
уроков в обычной школе? Конечно, нет, ведь в школе, ответите вы, ребенок должен
получать другие знания - изучать химию и физику, литературу, алгебру и историю.
Но ведь есть множество занятий, которым там не учат, а они так интересны детям. В этом случае на помощь приходят центры дополнительного образования,
внешкольной работы, дома творчества. Они предоставляют разнообразные
возможности для развития познавательного интереса детей, способствующего их
творческому развитию. Задача подготовить детей к самостоятельному творчеству,
свободному развитию и адаптации в обществе возложена на них - педагогов
дополнительного образования. Вот и «предмет», которому обучает детей Андрей Писковой, не
вписывается в рамки расписания привычных школьных дисциплин. Под его началом
ребята проходят парашютную подготовку, знакомятся с военно-прикладными видами
спорта, изучают азы огневой, тактической подготовки и многое другое, что
пригодится им в будущей жизни, развивает в них дисциплинированность, учит
работать в команде и обдуманно принимать решения. Сказать, что занятия, которые проводит Писковой, ребята посещают с огромным
удовольствием - значит, ничего не сказать. Спрашивать их о том, нравятся ли они
им, не нужно - стоит лишь один раз понаблюдать за ними во время тренировок.
Восторженные возгласы, улыбки на лицах, горящие глаза ребят говорят сами за
себя. Это и есть их оценка работы педагога. И ее невозможно подделать или
завысить.
Вперед, к финалу! В том, что работа, проводимая инжавинским педагогом центра «Радуга», важна, а
его образовательная программа презентабельна и направлена на конкретный
практический результат, у жюри регионального этапа конкурса «Сердце отдаю
детям», дипломантом которого Андрей Геннадьевич стал весной минувшего года,
сомнений не было. Авторскую программу Пискового, нацеленную на разностороннее
развитие и воспитание личности детей и подростков, практическую подготовку
юношей к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, они признали
одной из лучших. Не возникло у них сомнений и в умении педагога
заинтересовать, увлечь ребят во время проводимых им занятий. Причем, даже тех,
кто, к примеру, и понятия не имеет о военно-прикладных видах спорта. В этом
судьи убедились во время открытых занятий, которые по условиям конкурса должны
были провести все его участники. Между победой в региональном этапе конкурса и участием в
его финале был промежуток времени длиной в полгода. Он выдался для Андрея
Пискового весьма непростым. В ходе подготовки к финалу были и переживания, и
тревоги, и сомнения: «Какую оценку дадут его образовательной программе судьи
финала Всероссийского конкурса? Понравится ли она питерским ребятам, для
которых он будет проводить открытое занятие? Будет ли оно интересно им так же,
как их инжавинским сверстникам? Ведь в этом крупном городе с десятками центров
и объединений дополнительного образования гораздо больше возможностей для
занятия подобного рода деятельностью». Но отступать - не в правилах Пискового.
Поэтому об отказе от его участия в финале не могло быть и речи.
Лучшие среди равных
Именно педагоги,
отдающие, как точно подметили организаторы конкурса, детям свои сердца, и
собрались в назначенный срок в городе на Неве. И буквально с первых же минут
пребывания они превратились… в единомышленников. Несмотря на желание каждого
победить (собственно для этого они и прибыли в северную столицу) на протяжении
всех дней соревнования среди конкурсантов царила дружелюбная атмосфера. Они
охотно делились своим опытом работы, морально поддерживали друг друга во время
подготовки к испытаниям. Петербургские организаторы конкурса встретили участников
заключительного этапа конкурса «Сердце отдаю детям» великолепным подарком.
Открытие финала конкурса состоялось в Президентской библиотеке имени Б.Н.
Ельцина, в роскошном здании бывшего Синода. Перед педагогами распахнул двери
белоснежный зал с богатым классическим декором. Все это вкупе с барабанной
дробью, серебряными трубами призывало к торжественности, подчеркивало важность
момента. Все победители региональных этапов конкурса были приглашены
на сцену и награждены грамотами. Их вручение перемежалось приветствиями и
великолепными концертными номерами. Незабываемым подарком для всех стало выступление певца
Василия Герелло, поблагодарившего российских педагогов за «отличное сердце,
способное нести свет людям». А дальше для финалистов конкурса началась напряженная
работа. Всех их ожидали четыре испытания: самопрезентация «Мое педагогическое
кредо»; защита дополнительной образовательной программы, по которой работает
конкурсант; открытое занятие с детьми по теме «Введение в образовательную
программу» и импровизированный конкурс-эссе на заданную тему. Те, кому хоть раз выпадало участвовать в каком-либо
конкурсе, знают, насколько важны для участников подобных мероприятий
объективность и беспристрастность судей. - Члены жюри, среди которых были главный научный сотрудник
Института семьи и воспитания Российской академии образования Елена Евладова,
заведующая кафедрой управления Ярославского педуниверситета имени Ушинского
Ангелина Золотарева, заместитель директора Научно-практического центра
Международного союза детских общественных объединений Ирина Фришман и другие,
чье имя на слуху у работников системы образования, оказались настолько
доброжелательными людьми, что не просто не пытались кого-либо засудить, а наоборот,
помогали конкурсантам, - рассказывает Андрей Геннадьевич. - Их отношение
помогало успокоиться, сосредоточиться на выполнении конкурсного задания.
И невозможное возможно Удивление можно было прочитать в глазах жюри конкурса после
увиденного и услышанного ими о деятельности «52-я параллели» - выступление
инжавинского педагога сопровождалось демонстрацией видеоролика о жизни клуба. - Несколько минут после его просмотра они просто не
находили нужных слов, чтобы выразить свое отношение, - продолжает рассказ
Андрей Геннадьевич. - Им было трудно представить, как ребята из провинциального
клуба могут прыгать с парашютом, готовить такие фееричные показательные
выступления, участвовать в параде на Красной площади. Под впечатлением оказалось не только компетентное жюри, но
и питерские подростки. «Жаль, что Вы не преподаете у нас, я бы обязательно
записался в Ваш клуб», - заметил один из парней - участников моего открытого
занятия. Четыре дня конкурсных соревнований пролетели незаметно. Они
стали своего рода единым рассказом, не со страниц сухих отчетов, а вживую, о
деятельности как отдельных педагогов, так и учреждений, всей системы
дополнительного образования нашей страны в целом. А общение ярких, творческих,
фонтанирующих идеями личностей, каковыми, безусловно, были все участники этого
конкурса, на всем его протяжении, по сути, являлось высшей школой
педагогического мастерства. Церемония награждения победителей и закрытие конкурса
проходили в атриуме Петропавловской крепости и были не менее торжественными,
чем открытие. Андрей Геннадьевич стал победителем в номинации «Служу
Отечеству!», был награжден специальным призом губернатора Санкт-Петербурга.
|